Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
623804, Свердловская область, Ирбитский район, с. Харловское, ул. Советская, 4а
Телефон: +7 (34355) 3-22-24

 

Главная / Главная / Блог / Как развивать логическое мышление у ребенка? Восемь типов упражнений на развитие логического мышления детей (начальных классов и не только)

Как развивать логическое мышление у ребенка? Восемь типов упражнений на развитие логического мышления детей (начальных классов и не только)

14 декабря 2016

Блог

Хорошо развитое логическое мышление, умение анализировать, классифицировать и обобщать являются залогом успехов в учебе. Основы мыслительной деятельности закладываются еще в дошкольном возрасте, но наиболее бурный период развития мышления приходится на время начального обучения. Важно, чтобы этот процесс не был спонтанным, а проходил целенаправленно и содержательно, с использованием специальных упражнений на умение выделить существенное, обобщать.

 

Как развивать логическое мышление в начальной школе?

Важнейшими компонентами мыслительной деятельности являются умения:

  • классифицировать;
  • систематизировать;
  • обобщать.

Эти умения развиваются и родителями, и воспитателями в детском саду, базовые навыки логического мышления являются одним из критериев готовности ребенка к школе, однако развитие этих умений продолжается и в начальной школе, и даже позднее.

 

Как ребенок мыслит?

Умения выделить существенное и обобщать происходит по такому алгоритму:

  • проанализировать свойства предмета;
  • сравнить его отдельные элементы;
  • соотнести конкретный объект с общим понятием;
  • найти общие признаки;
  • разделить существенные и второстепенные свойства;
  • определить предмет в соответствующую группу;
  • объединить схожие предметы.
  •  

Особенности детей младшего школьного возраста

Для развития этих логических операций важно выбирать такие педагогические средства и виды деятельности, которые соответствуют возрастным особенностям младших школьников. Необходимо учитывать следующие факторы.

  • Дети любят играть, поэтому большинство занятий должно проходить в игровой форме.
  • Ребенок не умеет долго сосредотачиваться на выполнении задания, имеет неустойчивое внимание, значит, в упражнениях следует использовать нестандартные игровые ситуации, элементы проблемности, необходимость поиска решений.
  • В силу особенностей развития шести- семилетки обладают образным мышлением (мыслят образами, «картинками»), на базе которого развивается логическая мыслительная деятельность. Вследствие этого для заданий необходимо подбирать наглядный материал: картинки и иллюстрации.
  • Дети спонтанны в своем поведении. Желательно организовать в классе специальный уголок для самостоятельной познавательной деятельности, где расположить дидактический материал, настольные игры и т.д.

Упражнения на логическое мышление можно использовать во время уроков, на внеклассных мероприятиях или на специальных психокоррекционных занятиях.

 

Упражнения на логическое мышление:  умение находить существенные признаки и обобщать подобные предметы

 

«Четвертый лишний»

Для этого упражнения нужно подготовить карточки с изображением четырех предметов, трое их которых имеют общие характеристики. Ребенок должен определить признак, по которому эти три предмета похожи, и назвать предмет, у которого данный признак отсутствует.

 

«Что общего»

Необходимо подготовить карточки с изображением нескольких 3-5 предметов, которые имеют общий признак. Ознакомившись с ними, ребенок должен определить, что их объединяет.

В 3-4 классах можно использовать просто перечень слов. Например:

  • Компот, котлета, каша, борщ.
  • Коза, свинья, корова, лошадь.

Чтобы учить детей выделять существенный признак, это задание можно усложнить. Нужно предлагать проанализировать характеристики трех предметов, объединенных по общему значению. Однако в этой группе два предмета должны иметь еще и другой, объединяющий только их признак. Например:

  • Овца, волк, заяц — все вместе животные, но волк и заяц еще и дикие звери.
  • Книга, карандаш, тетрадь — это школьные принадлежности, но книга и тетрадь сделаны из бумаги.

 

«Составляем загадку»

Детям раздаются картинки предметов. Можно объединять детей в пары или тройки. Все группки получают разные изображения. Ребята должны дать ответы на ряд вопросов и по ним составить загадку. Вопросы примерно следующие:

  • Какой предмет?
  • Из чего сделан?
  • Какой формы?
  • Какой на вкус?
  • На что похож?
  • Для чего предназначен? Где используется?
  •  

«Поиск нового»

Задание заключается в том, чтобы у двух, на первый взгляд абсолютно разных предметов, найти общие признаки. Например:

  • Лодка, кастрюля — имеют внутри углубление.

 

«Магазин»

Учитель должен подготовить картинки с различными предметами и табличками с названиями отделов. Дети объединяются в группы. Их задание выбрать из общего количества предметов товар, который соответствует назначению их отдела.

После такого распределения проводится второй этап упражнения. Детям дается задание «купить» предметы, которые имеют признак, указанный учитель. Например:

  • купить товар, который имеет обертку красного цвета;
  • купить товар, в составе которого есть клубника;
  • купить товар, необходимый для приготовления борща.

 

«Добавь недостающий предмет»

Детям предлагается карточка, на которой изображена таблица с предметными картинками в ячейках. В каждой строчке одна ячейка остается пустой. Необходимо определить существенный признак всех предметов в ряду и подобрать недостающий предмет.

В 3-4 классах задание можно усложнить — найти предмет, который будет соответствовать по своим характеристикам предметам, расположенным в одном с ним ряду и столбце. 

 

«Подбери противоположное»

Ребенку предлагается, ознакомившись с изображенными на карточке предметами, выявить их существенный признак и добавить предмет, который обладает противоположным ему признаком.

 

«Часть — целое»

Дети должны по отдельному элементу назвать целый объект. Лучше предложить деталь, которая есть у нескольких предметов. После их называния можно попросить назвать и другие признаки, общие для всех этих предметов.

Также для развития умения выделять существенное рекомендуется предлагать детям упражнения на установление закономерностей.

 

http://pedsovet.su/ns/6342_uprazhneniya_na_logicheskoe_myshlenie_detey

Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов


Сегодня 5 просмотров этой страницы
На сайте harlovschool.uoirbitmo.ru мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы