Как развивать логическое мышление у ребенка? Восемь типов упражнений на развитие логического мышления детей (начальных классов и не только)
14 декабря 2016
Хорошо развитое логическое мышление, умение анализировать, классифицировать и обобщать являются залогом успехов в учебе. Основы мыслительной деятельности закладываются еще в дошкольном возрасте, но наиболее бурный период развития мышления приходится на время начального обучения. Важно, чтобы этот процесс не был спонтанным, а проходил целенаправленно и содержательно, с использованием специальных упражнений на умение выделить существенное, обобщать.
Как развивать логическое мышление в начальной школе?
Важнейшими компонентами мыслительной деятельности являются умения:
- классифицировать;
- систематизировать;
- обобщать.
Эти умения развиваются и родителями, и воспитателями в детском саду, базовые навыки логического мышления являются одним из критериев готовности ребенка к школе, однако развитие этих умений продолжается и в начальной школе, и даже позднее.
Как ребенок мыслит?
Умения выделить существенное и обобщать происходит по такому алгоритму:
- проанализировать свойства предмета;
- сравнить его отдельные элементы;
- соотнести конкретный объект с общим понятием;
- найти общие признаки;
- разделить существенные и второстепенные свойства;
- определить предмет в соответствующую группу;
- объединить схожие предметы.
Особенности детей младшего школьного возраста
Для развития этих логических операций важно выбирать такие педагогические средства и виды деятельности, которые соответствуют возрастным особенностям младших школьников. Необходимо учитывать следующие факторы.
- Дети любят играть, поэтому большинство занятий должно проходить в игровой форме.
- Ребенок не умеет долго сосредотачиваться на выполнении задания, имеет неустойчивое внимание, значит, в упражнениях следует использовать нестандартные игровые ситуации, элементы проблемности, необходимость поиска решений.
- В силу особенностей развития шести- семилетки обладают образным мышлением (мыслят образами, «картинками»), на базе которого развивается логическая мыслительная деятельность. Вследствие этого для заданий необходимо подбирать наглядный материал: картинки и иллюстрации.
- Дети спонтанны в своем поведении. Желательно организовать в классе специальный уголок для самостоятельной познавательной деятельности, где расположить дидактический материал, настольные игры и т.д.
Упражнения на логическое мышление можно использовать во время уроков, на внеклассных мероприятиях или на специальных психокоррекционных занятиях.
Упражнения на логическое мышление: умение находить существенные признаки и обобщать подобные предметы
«Четвертый лишний»
Для этого упражнения нужно подготовить карточки с изображением четырех предметов, трое их которых имеют общие характеристики. Ребенок должен определить признак, по которому эти три предмета похожи, и назвать предмет, у которого данный признак отсутствует.
«Что общего»
Необходимо подготовить карточки с изображением нескольких 3-5 предметов, которые имеют общий признак. Ознакомившись с ними, ребенок должен определить, что их объединяет.
В 3-4 классах можно использовать просто перечень слов. Например:
- Компот, котлета, каша, борщ.
- Коза, свинья, корова, лошадь.
Чтобы учить детей выделять существенный признак, это задание можно усложнить. Нужно предлагать проанализировать характеристики трех предметов, объединенных по общему значению. Однако в этой группе два предмета должны иметь еще и другой, объединяющий только их признак. Например:
- Овца, волк, заяц — все вместе животные, но волк и заяц еще и дикие звери.
- Книга, карандаш, тетрадь — это школьные принадлежности, но книга и тетрадь сделаны из бумаги.
«Составляем загадку»
Детям раздаются картинки предметов. Можно объединять детей в пары или тройки. Все группки получают разные изображения. Ребята должны дать ответы на ряд вопросов и по ним составить загадку. Вопросы примерно следующие:
- Какой предмет?
- Из чего сделан?
- Какой формы?
- Какой на вкус?
- На что похож?
- Для чего предназначен? Где используется?
«Поиск нового»
Задание заключается в том, чтобы у двух, на первый взгляд абсолютно разных предметов, найти общие признаки. Например:
- Лодка, кастрюля — имеют внутри углубление.
«Магазин»
Учитель должен подготовить картинки с различными предметами и табличками с названиями отделов. Дети объединяются в группы. Их задание выбрать из общего количества предметов товар, который соответствует назначению их отдела.
После такого распределения проводится второй этап упражнения. Детям дается задание «купить» предметы, которые имеют признак, указанный учитель. Например:
- купить товар, который имеет обертку красного цвета;
- купить товар, в составе которого есть клубника;
- купить товар, необходимый для приготовления борща.
«Добавь недостающий предмет»
Детям предлагается карточка, на которой изображена таблица с предметными картинками в ячейках. В каждой строчке одна ячейка остается пустой. Необходимо определить существенный признак всех предметов в ряду и подобрать недостающий предмет.
В 3-4 классах задание можно усложнить — найти предмет, который будет соответствовать по своим характеристикам предметам, расположенным в одном с ним ряду и столбце.
«Подбери противоположное»
Ребенку предлагается, ознакомившись с изображенными на карточке предметами, выявить их существенный признак и добавить предмет, который обладает противоположным ему признаком.
«Часть — целое»
Дети должны по отдельному элементу назвать целый объект. Лучше предложить деталь, которая есть у нескольких предметов. После их называния можно попросить назвать и другие признаки, общие для всех этих предметов.
Также для развития умения выделять существенное рекомендуется предлагать детям упражнения на установление закономерностей.
http://pedsovet.su/ns/6342_uprazhneniya_na_logicheskoe_myshlenie_detey
Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов
Свежие публикации данной категории
14 декабря 2016 Как развивать логическое мышление у ребенка? Восемь типов упражнений на развитие логического мышления детей (начальных классов и не только)
2 декабря 2016 Пять главных причин детских неврозов
26 ноября 2012 Что такое планшетный компьютер?
9 октября 2012 Как стать родителем читающего ребенка
12 ноября 2011 Влияние двигательной активности на здоровье учащихся